Уроки жизни через сказку Печать
24.11.2017 00:00

Самые юные воспитанники Тюменского президентского кадетского училища приняли участие в разговоре о нравственности. На открытом уроке литературы кадеты 5 «А» класса подробно проанализировали сказку Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Вместе с преподавателем русского языка и литературы Татьяной Викторовной Ануфриевой  ребята обсудили ключевые понятия произведения: «праздность», «порок», «нравственность» и  «совесть».

  

Работа на открытом уроке велась в группах по четыре человека. В самом начале занятия кадеты привели примеры собственных поступков, за которые им было стыдно. Пятиклассники отвечали на вопросы, связанные с содержанием сказки. Так, они рассказали, как назывались комнаты в пансионе, что делал главный герой Алёша на каникулах и почему он не уехал домой. За правильный и интересный ответ команда получала конопляное семечко, которое приравнивалось к одному баллу. Кадеты, искренне радуясь своим успехам, вновь возвращались к эмоциональному обсуждению нравоучительного сюжета сказки. Во время физкультминутки пятиклассники «отправились» в Подземное царство. Кадеты тихонько обошли свои парты, пытаясь не разбудить вымышленных персонажей из сказки. 

Работая с текстом, ребята выписывали словосочетания, характеризующие Алёшу до пансиона. Они рассказали, как изменилась его жизнь с получением семечка и какие советы давала курочка Чернушка. Подводя итоги открытого урока, участники команд поделились тем, что извлекли из сказки. Так, пятиклассники пришли к выводу, что праздность и лень развращают человека, что нельзя себя ставить выше других, а надо быть скромным и строгим к себе, кроме того, необходимо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность и уважение к людям. Урок заставил кадет задуматься о том, как легко и быстро можно упасть и как сложно вернуть утраченное доверие, если нравственный выбор неверен.

«На открытом уроке кадеты формировали представления о нормах человеческого общения и поведения, о положительно-значимых качествах личности. Они смогли самостоятельно проанализировать художественное произведение, сравнив героев и сопоставив их поступки, сделать выводы и обобщения. Обсуждение затронутых в сказке нравственных проблем способствует духовно-нравственному воспитанию, формированию нравственных ориентаций на распознавание истинных и ложных ценностей. Групповая и индивидуальная работа с кадетами обеспечила активную учебно-познавательную деятельность всех участников открытого урока», – сказала преподаватель русского языка и литературы Татьяна Викторовна Ануфриева.